Ведение здорового образа жизни – важнейшее условие сохранения здоровья любого человека. К здоровью нужно относится бережно и сохранять его с детства. ЗОЖ для детей – один из главных факторов физического и нравственного развития. Здоровье важно поддерживать и укреплять. В этих целях детям и подросткам рекомендуется проходить профилактические осмотры и диспансеризацию для выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного начала лечения.
Здоровье подрастающего поколения – это будущее здоровье всей страны. В целях сохранения репродуктивного потенциала подросткам 15-17 лет рекомендуется проходить обследования репродуктивной системы. Крайне важно проводить с детьми и подростками беседы о важности ведения здорового образа жизни. Ведение ЗОЖ — важнейшее условие сохранения здоровья детей Воспитание здорового образа жизни детей и подростков — одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает: правильное питание; занятие физическими упражнениями; закаливание; соблюдение режима дня; соблюдение норм гигиены; отказ от вредных привычек.
В этой статье мы более подробно остановимся на важности соблюдения режима дня. Так как именно ему подчинены остальные составляющие здорового образа жизни. Режим дня — это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма. Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В итоге соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня — это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и этот план, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты: 1. учебные занятия в школе; 2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий); 3. режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); 4. личная гигиена; 5. занятия физическими упражнениями; 6. отдых; 7. сон; 8. занятия в свободное время.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.
Низкая работоспособность характеризуется: снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал; повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом; рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью; изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций. Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Для этого стоит учитывать, что: продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности; должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе — это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания, рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 минут выполнения заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе — прогулки, подвижные игры, спорт (сюда же входит отдых после школы). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше. В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.
Главным видом отдыха для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет сон. Потребность в сне должна соответствовать возрасту. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часов, в 5-7 классе — 10,5 часов, в 6-9 классе — 9-9,5 часов, в 10-11 классе — 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряженной умственной деятельности.
У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках на 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна. Кроме этого, израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей.
Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин — не позднее, чем за 1,5 часа до сна). Режим дня должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. Ее рекомендуется делать в течение 10-15 минут. Она облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т.е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.
Выводы
Режим дня детей и подростков: это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья ребенка/подростка; включает обязательные компоненты описанные выше; способствует укреплению здоровья. Личная гигиена молодой девушки
В молодом возрасте в женском организме происходит формирование половых органов, становление менструального цикла, гормонального профиля, и очень важно, чтобы в этот период развитию репродуктивной системы ничего не мешало. Опасными для хрупкого женского здоровья в этот период оказываются не только такие явные повреждающие факторы, как травмы и инфекции, но и обычное несоблюдение правил гигиены, нездоровый образ жизни, который подрывает защитные силы организма, делая его уязвимым для любых воздействий.
Вот несколько правил, которые необходимо запомнить и применять молодой девушке для сохранения своего женского здоровья. 1. Подмываться необходимо ежедневно, используя для этого теплую и чистую воду, либо специальное средство для интимной гигиены, которое можно приобрести в аптеке. 2. Движения водяной струи и рук должны выполняться в направлении спереди назад, чтоб не допустить попадания бактерий из заднего прохода на слизистую оболочку влагалища. 3. Не стоит использовать для интимной гигиены мыло, гели для душа. Эти средства при регулярном использовании сделают среду влагалища менее кислой, а это нарушает её защитную функцию. 4. Полотенце должно быть чистым, мягким и индивидуальным. Некоторые бактерии способны выживать на тканях, а также твердых поверхностях, поэтому использование индивидуальных предметов гигиены совместно с больным человеком может приводить к заражению. 5. Лучше выбирать нижнее белье из натуральных тканей. Синтетические ткани не обеспечивают нормальной циркуляции воздуха, и создают среду для размножения бактерий и грибка. К тому же синтетическое белье может стать причиной аллергии. 6. Во время месячных требования к гигиене повышаются — подмываться желательно после каждой смены прокладки или тампона, или, по крайней мере, не реже двух раз в день. 7. В качестве постоянного средства гигиены во время менструаций лучше использовать прокладки — при их использовании риск занести инфекцию и нарушить микрофлору влагалища ниже. Тампоны можно применять во время занятий спортом, или при необходимости надеть облегающую открытую одежду. 8. Необходимо тщательно мыть руки до и после смены прокладки/тампона. 9. Менять средство гигиены необходимо не реже, чем через каждые 4 часа — за это время бактерии не успеют размножиться и нанести вред микрофлоре влагалища. 10.В критические дни нельзя купаться в водоемах, принимать ванну и посещать бассейн, так как это связано с риском попадания инфекции из воды в полость матки. По этой же причине в период менструаций запрещена половая жизнь. 11. В критические дни не стоит посещать баню или сауну — тепло вызовет расширение сосудов и усиление кровотечения. 12.В период месячных нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не переохлаждался нижний отдел живота и поясница, а также ноги. 13.Занятия спортом в критические дни не запрещены, но нельзя подвергать себя тяжелым физическим нагрузкам, поднимать тяжести, качать пресс.
Последний, но не менее важный совет: независимо от периода цикла соблюдайте здоровый образ жизни. О том, что нужно вести здоровый образ жизни, знают все, но мало кто прислушивается к этому совету. А между тем, курение, алкоголь, недостаток сна, неправильное питание и постоянные стрессы негативно влияют на весь организм, затрагивают репродуктивную систему женщины, нарушая гормональный баланс, снижая снабжение органов питательными веществами и кислородом, что, в конечном счете, приводит к заболеваниям и проблемам с зачатием и беременностью в будущем.
Как поговорить с подростком о репродуктивном здоровье. Рекомендации психолога Всемирная организация здравоохранения определяет репродуктивное здоровье как состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы.
Репродуктивное здоровье подростков во многом зависит от воспитания, духовного и интеллектуального развития. Говорить на трудные темы непросто, но очень важно. Ответственное отношение к своему здоровью, знания о теле человека и контрацепции, уважение к противоположному полу часто прививаются именно в семье. Доверительные отношения с ребенком станут профилактикой многих проблем и базой для развития гармоничной личности. Большое количество молодых людей рискует остаться бездетными из-за неправильного образа жизни, отягощенного порой не очень хорошей наследственностью. Медики говорят, что состояние репродуктивной системы подростков оставляет желать лучшего. Многие из них довольно рано начинают жить половой жизнью. При этом о предохранении заботятся единицы, что приводит к различным заболеваниям.
Говоря о здоровье репродуктивной системы, имеют в виду не только отсутствие заболеваний половой системы или нарушение ее функций, но и душевное состояние, и осознание подростком себя как будущего супруга, родителя, семьянина. Поэтому сейчас вопросами репродуктивного здоровья занимаются и врачи, и психологи, и социологи. Одни родители считают, что разговоры с ребенком о его будущей семье, о рождении детей, материнстве и отцовстве в принципе не нужны. Другие ждут наступления подросткового периода.
Когда необходимо начинать разговоры с ребенком о репродуктивном здоровье? Наша задача — помочь молодому поколению осознать ценность материнства, отцовства и супружества. Родителям нужно разговаривать с детьми о том, что и когда происходит, как соблюдать гигиену, поэтому начинать разговаривать нужно не в подростковом возрасте, а раньше. И тут важно прививать уважение как к противоположному, так и к своему полу, не допуская фраз вроде: «Ох, женская доля, намучаешься еще!», обращаясь к дочери. И тогда у нас будет константность своего пола: «Я — девочка, и мне нормально быть девочкой. А мальчики — это мальчики».
Не бояться говорить Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает детей к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у них необоснованную тревогу. Лучший вариант — дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Почему родителям не стоит обходить стороной эту тему? Потому что ребенок все равно найдет и узнает информацию среди сверстников или в Интернете, но далеко не каждый сможет разобраться в ней. Да и качество этой информации часто оставляет желать лучшего. Говорить с девочкой о менструации надо лет с 9-10. При этом важно дать понять, что это нормальный цикличный процесс, а не что-то постыдное, что нужно пережить. Как мы учили своего ребенка ходить, чистить зубы и так далее, так и об этом нужно говорить, и важно говорить об этом правильно. Девочка должна знать, как выглядит предмет женской гигиены, что происходит в разные дни цикла, как должна и не должна проходить менструация, что не должно быть критических болей. А если они есть, нужно обратиться к врачу и выполнить все его предписания. При этом психолог советует мамам не бояться вместе с ребенком, посетить детского гинеколога.
Девочка должна быть осведомлена, что входит в этот цикл. Понимать, что разные его фазы соответствуют определенному состоянию организма пищеварительной, нервной, гормональной систем. Полезно знать, когда лучший обмен веществ, какие продукты рекомендованы в той или иной части цикла; когда лучше проводить косметические процедуры, например, чистку лица или процедуру оформления бровей (в дни менструации она более болезненна). Если ребенок уже подрос, будьте очень внимательны к его просьбам. Мальчики могут стесняться сказать о том, что их беспокоят симптомы заболеваний половых органов. Если ваш сын, смущаясь, просит записать его к врачу, сделайте это незамедлительно: возможно, ему было очень трудно попросить вас об этом. Не упустите момент, чтобы врач вовремя смог обнаружить проблему.
Создайте в семье культ здоровья Начните работу в этом направлении как можно раньше. Подросток, который привык с детства следить за своим здоровьем и относиться к собственному телу с уважением и любовью, будет требовать такого же отношения от партнера. А значит, не допустит ситуации, в которой может произойти случайный половой контакт или не будут использованы средства контрацепции. Помните, что родители отвечают за своего ребенка и за ту информацию, которую они ему дают. Если у родителей нет ресурса (психологического, информационного и др.) об этом говорить, то необходимо найти информацию, потренироваться перед разговором (возможно, даже перед зеркалом) или найти специалиста, который донесет информацию до ребенка.
НОВОСТИ
Неделя продвижения Здорового образа жизни среди детей. |
Ведение здорового образа жизни – важнейшее условие сохранения здоровья любого человека. К здоровью нужно относится бережно и сохранять его с детства. ЗОЖ для детей – один из главных факторов физического и нравственного развития. Здоровье важно поддерживать и укреплять. В этих целях детям и подросткам рекомендуется проходить профилактические осмотры и диспансеризацию для выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного начала лечения.
Здоровье подрастающего поколения – это будущее здоровье всей страны. В целях сохранения репродуктивного потенциала подросткам 15-17 лет рекомендуется проходить обследования репродуктивной системы. Крайне важно проводить с детьми и подростками беседы о важности ведения здорового образа жизни. Ведение ЗОЖ — важнейшее условие сохранения здоровья детей Воспитание здорового образа жизни детей и подростков — одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает: правильное питание; занятие физическими упражнениями; закаливание; соблюдение режима дня; соблюдение норм гигиены; отказ от вредных привычек.
В этой статье мы более подробно остановимся на важности соблюдения режима дня. Так как именно ему подчинены остальные составляющие здорового образа жизни. Режим дня — это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма. Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В итоге соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня — это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и этот план, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты: 1. учебные занятия в школе; 2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий); 3. режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); 4. личная гигиена; 5. занятия физическими упражнениями; 6. отдых; 7. сон; 8. занятия в свободное время.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.
Низкая работоспособность характеризуется: снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал; повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом; рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью; изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций. Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Для этого стоит учитывать, что: продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности; должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе — это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания, рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 минут выполнения заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе — прогулки, подвижные игры, спорт (сюда же входит отдых после школы). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше. В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.
Главным видом отдыха для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет сон. Потребность в сне должна соответствовать возрасту. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часов, в 5-7 классе — 10,5 часов, в 6-9 классе — 9-9,5 часов, в 10-11 классе — 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряженной умственной деятельности.
У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках на 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна. Кроме этого, израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей.
Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин — не позднее, чем за 1,5 часа до сна). Режим дня должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. Ее рекомендуется делать в течение 10-15 минут. Она облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т.е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.
Выводы
Режим дня детей и подростков: это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья ребенка/подростка; включает обязательные компоненты описанные выше; способствует укреплению здоровья. Личная гигиена молодой девушки
В молодом возрасте в женском организме происходит формирование половых органов, становление менструального цикла, гормонального профиля, и очень важно, чтобы в этот период развитию репродуктивной системы ничего не мешало. Опасными для хрупкого женского здоровья в этот период оказываются не только такие явные повреждающие факторы, как травмы и инфекции, но и обычное несоблюдение правил гигиены, нездоровый образ жизни, который подрывает защитные силы организма, делая его уязвимым для любых воздействий.
Вот несколько правил, которые необходимо запомнить и применять молодой девушке для сохранения своего женского здоровья. 1. Подмываться необходимо ежедневно, используя для этого теплую и чистую воду, либо специальное средство для интимной гигиены, которое можно приобрести в аптеке. 2. Движения водяной струи и рук должны выполняться в направлении спереди назад, чтоб не допустить попадания бактерий из заднего прохода на слизистую оболочку влагалища. 3. Не стоит использовать для интимной гигиены мыло, гели для душа. Эти средства при регулярном использовании сделают среду влагалища менее кислой, а это нарушает её защитную функцию. 4. Полотенце должно быть чистым, мягким и индивидуальным. Некоторые бактерии способны выживать на тканях, а также твердых поверхностях, поэтому использование индивидуальных предметов гигиены совместно с больным человеком может приводить к заражению. 5. Лучше выбирать нижнее белье из натуральных тканей. Синтетические ткани не обеспечивают нормальной циркуляции воздуха, и создают среду для размножения бактерий и грибка. К тому же синтетическое белье может стать причиной аллергии. 6. Во время месячных требования к гигиене повышаются — подмываться желательно после каждой смены прокладки или тампона, или, по крайней мере, не реже двух раз в день. 7. В качестве постоянного средства гигиены во время менструаций лучше использовать прокладки — при их использовании риск занести инфекцию и нарушить микрофлору влагалища ниже. Тампоны можно применять во время занятий спортом, или при необходимости надеть облегающую открытую одежду. 8. Необходимо тщательно мыть руки до и после смены прокладки/тампона. 9. Менять средство гигиены необходимо не реже, чем через каждые 4 часа — за это время бактерии не успеют размножиться и нанести вред микрофлоре влагалища. 10.В критические дни нельзя купаться в водоемах, принимать ванну и посещать бассейн, так как это связано с риском попадания инфекции из воды в полость матки. По этой же причине в период менструаций запрещена половая жизнь. 11. В критические дни не стоит посещать баню или сауну — тепло вызовет расширение сосудов и усиление кровотечения. 12.В период месячных нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не переохлаждался нижний отдел живота и поясница, а также ноги. 13.Занятия спортом в критические дни не запрещены, но нельзя подвергать себя тяжелым физическим нагрузкам, поднимать тяжести, качать пресс.
Последний, но не менее важный совет: независимо от периода цикла соблюдайте здоровый образ жизни. О том, что нужно вести здоровый образ жизни, знают все, но мало кто прислушивается к этому совету. А между тем, курение, алкоголь, недостаток сна, неправильное питание и постоянные стрессы негативно влияют на весь организм, затрагивают репродуктивную систему женщины, нарушая гормональный баланс, снижая снабжение органов питательными веществами и кислородом, что, в конечном счете, приводит к заболеваниям и проблемам с зачатием и беременностью в будущем.
Как поговорить с подростком о репродуктивном здоровье. Рекомендации психолога Всемирная организация здравоохранения определяет репродуктивное здоровье как состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы.
Репродуктивное здоровье подростков во многом зависит от воспитания, духовного и интеллектуального развития. Говорить на трудные темы непросто, но очень важно. Ответственное отношение к своему здоровью, знания о теле человека и контрацепции, уважение к противоположному полу часто прививаются именно в семье. Доверительные отношения с ребенком станут профилактикой многих проблем и базой для развития гармоничной личности. Большое количество молодых людей рискует остаться бездетными из-за неправильного образа жизни, отягощенного порой не очень хорошей наследственностью. Медики говорят, что состояние репродуктивной системы подростков оставляет желать лучшего. Многие из них довольно рано начинают жить половой жизнью. При этом о предохранении заботятся единицы, что приводит к различным заболеваниям.
Говоря о здоровье репродуктивной системы, имеют в виду не только отсутствие заболеваний половой системы или нарушение ее функций, но и душевное состояние, и осознание подростком себя как будущего супруга, родителя, семьянина. Поэтому сейчас вопросами репродуктивного здоровья занимаются и врачи, и психологи, и социологи. Одни родители считают, что разговоры с ребенком о его будущей семье, о рождении детей, материнстве и отцовстве в принципе не нужны. Другие ждут наступления подросткового периода.
Когда необходимо начинать разговоры с ребенком о репродуктивном здоровье? Наша задача — помочь молодому поколению осознать ценность материнства, отцовства и супружества. Родителям нужно разговаривать с детьми о том, что и когда происходит, как соблюдать гигиену, поэтому начинать разговаривать нужно не в подростковом возрасте, а раньше. И тут важно прививать уважение как к противоположному, так и к своему полу, не допуская фраз вроде: «Ох, женская доля, намучаешься еще!», обращаясь к дочери. И тогда у нас будет константность своего пола: «Я — девочка, и мне нормально быть девочкой. А мальчики — это мальчики».
Не бояться говорить Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает детей к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у них необоснованную тревогу. Лучший вариант — дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Почему родителям не стоит обходить стороной эту тему? Потому что ребенок все равно найдет и узнает информацию среди сверстников или в Интернете, но далеко не каждый сможет разобраться в ней. Да и качество этой информации часто оставляет желать лучшего. Говорить с девочкой о менструации надо лет с 9-10. При этом важно дать понять, что это нормальный цикличный процесс, а не что-то постыдное, что нужно пережить. Как мы учили своего ребенка ходить, чистить зубы и так далее, так и об этом нужно говорить, и важно говорить об этом правильно. Девочка должна знать, как выглядит предмет женской гигиены, что происходит в разные дни цикла, как должна и не должна проходить менструация, что не должно быть критических болей. А если они есть, нужно обратиться к врачу и выполнить все его предписания. При этом психолог советует мамам не бояться вместе с ребенком, посетить детского гинеколога.
Девочка должна быть осведомлена, что входит в этот цикл. Понимать, что разные его фазы соответствуют определенному состоянию организма пищеварительной, нервной, гормональной систем. Полезно знать, когда лучший обмен веществ, какие продукты рекомендованы в той или иной части цикла; когда лучше проводить косметические процедуры, например, чистку лица или процедуру оформления бровей (в дни менструации она более болезненна). Если ребенок уже подрос, будьте очень внимательны к его просьбам. Мальчики могут стесняться сказать о том, что их беспокоят симптомы заболеваний половых органов. Если ваш сын, смущаясь, просит записать его к врачу, сделайте это незамедлительно: возможно, ему было очень трудно попросить вас об этом. Не упустите момент, чтобы врач вовремя смог обнаружить проблему.
Создайте в семье культ здоровья Начните работу в этом направлении как можно раньше. Подросток, который привык с детства следить за своим здоровьем и относиться к собственному телу с уважением и любовью, будет требовать такого же отношения от партнера. А значит, не допустит ситуации, в которой может произойти случайный половой контакт или не будут использованы средства контрацепции. Помните, что родители отвечают за своего ребенка и за ту информацию, которую они ему дают. Если у родителей нет ресурса (психологического, информационного и др.) об этом говорить, то необходимо найти информацию, потренироваться перед разговором (возможно, даже перед зеркалом) или найти специалиста, который донесет информацию до ребенка.
Инструктор по гигиеническому воспитанию Заборская В.И.